Перспективы развития архитектурного образования в РК

В современных условиях, когда разнообразные вопросы архитектуры и градостроительства находятся в сфере пристального внимания государства и общества, профессия архитектора накладывает и еще высокий уровень социальной ответственности перед существующими и будущими поколениями.

Развитие городов и территорий включает в себя множественные задачи, ориентированные на жизнеобеспечение населения во многих смыслах – от «крыши над головой» до социокультурного развития и сохранения наследия.

Подготовка кадров для архитектурно-строительной сферы, отвечающих запросам социума, государства, каждого человека и одновременно культуросообразию должна соответствовать новым требованиям технико-технологического развития, опираться на теорию общечеловеческих и общекультурных ценностей, приоритет субъект-субъектных отношений и многое другое.

Архитектурному образования в Казахстане, которое начиналось в Политехе, уже более 60 лет. Тысячи выпускников были подготовлены сначала в Политехе, затем в специализированном архитектурно-строительном институте, а также в других архитектурных факультетах страны.

С 2004 года подготовка архитекторов возрождена в КазНИТУ им. К.И. Сатпаева.

В КазНИТУ им. К.И.Сатпаева на кафедре «Архитектура» происходит активный поиск разнообразных способов подготовки будущих архитекторов к новым условиям деятельности; разработано несколько концептуальных моделей обучения, совмещающих в себе новые и уже отработанные приемы освоения учебных дисциплин. Их формирование происходит по нескольким ступеням.

Происходящие процессы модернизации в высшей школе и перехода на новые стандарты профессионального образования формулируют новые требования к уровню подготовки специалистов-архитекторов. В ней необходимо гармонично сочетать технологическую и эстетическую составляющие профессиональной деятельности, обусловленные спецификой архитектуры как вида искусства, отвечающего критериям «пользы, прочности и красоты».

Специфика профессии архитектора (всех направлений) обусловливает необходимость особенной организации учебного процесса в современных условиях с тем, чтобы предоставить возможности формирования широкого спектра соответствующих компетенций.

Первую профессиональную академическую степень представляет бакалавр архитектуры, которая ориентирует выпускников на решение, в первую очередь, массовых проектных задач, требующих, главным образом, исполнительской культуры.

Магистр архитектуры – это вторая профессиональная академическая степень либо исследовательско-проектной, либо научно-педагогической профилизации, требующая поисково-концептуальной культуры.

Сегодня в нашей стране необходимо понимание, что процесс подготовки востребованных архитекторов нуждается в периоде полноценной профессиональной адаптации на практике.

Работодатели готовы активно сотрудничать с вузами по многим направлениям:

  • целевой прием по заказам предприятий и организаций в области архитектуры, градостроительства и строительства;
  • заключение договоров о сотрудничестве с ведущими предприятиями, организациями и учреждениями архитектурно-строительного профиля;
  • корректировка образовательных программ с учетом пожеланий и замечаний заказчиков. В качестве заказчиков выступают такие компании, как «Проектная фирма «ГРАДО», ТОО «PSI ENGINEERING», ТОО «ЭкоЖОБАЛАУ»;
  • получение экспертного заключения на образовательные программы от ведущих архитектурно-строительных компаний, например, от Проектной Академии «KAZGOR», «Проектная фирма «ГРАДО», АО «КазНИИСА», НИИ «Алматыгенплан» и др.;
  • согласование тем выпускных квалификационных работ с компаниями, с которыми заключены договора о сотрудничестве;
  • привлечение высококвалифицированных специалистов компаний работодателей в работу государственных аттестационных комиссий;
  • привлечение рецензентами дипломных проектов, магистерских диссертаций ведущих специалистов архитектурно-строительного профиля.

С целью осуществления совместных и согласованных действий по формированию институциональной основы для роста и дальнейшего развития подготовки инженерно-технических кадров, востребованных на производственных площадках страны, а также развития дуального обучения, интеграции образования, науки и бизнеса Республики Казахстан открыты филиалы кафедры «Архитектура» в Проектной фирме «ГРАДО» и ТОО «3-А Engineering».

Сейчас особенностью любого профессионального развития является деятельность на «стыке» компетенций – если хочется расти и быть востребованным, нужно развиваться и после окончания профильного высшего учебного заведения и собирать компетенции по разным направлениям. Например, получить базовые знания по менеджменту и финансам, чтобы в будущем открыть свое бюро. Современный мир предлагает так много приложений в области деятельности для архитектора, что совершенно не обязательно всю жизнь чертить. Получив свой первый пятилетний опыт работы, разобравшись в процессах, архитектор может пойти в менеджмент, девелопмент, развитие современных стройматериалов, программирования, преподавание.

Для подготовки специалистов в области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, а также специалистов для проведения исследований в области экономики, культурологии и социологии города открыта образовательная магистерская программа «Управление развитием городов и территорий».

Это одна из первых программ, направленных на подготовку профессионалов, работающих с городом, поэтому подготовка магистров техники и технологии – подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной культуры, имеющих гражданскую позицию, способных сформулировать и решать научные и практические проблемы, осуществлять проектную, управленческую и исследовательскую деятельность.

Полученный в ходе обучения набор компетенций позволяет выпускникам программы по окончанию обучения занимать не только должности исполнителей (специалиста, ведущего специалиста, главного специалиста и т.д.), но и руководящие позиции (руководителя, руководителя проекта, советника руководителя и т.д.).

Архитекторы, как специалисты-профессионалы, должны соответствовать быстро изменяющимся социально-экономическим условиям, развитию и внедрению новейших технологий, самостоятельно решать сложные профессиональные проблемы создания современных сооружений.

При подготовке специалистов-архитекторов задачей их профессионального образования становится поиск и внедрение инновационных технологий, позволяющих студентам с большей эффективностью создавать творческие проекты, гармонично сочетающие конструктивно-технологическую и художественно-эстетическую стороны.

Среди множества форм развития творческой активности в профессиональной подготовке архитекторов особое место занимают такие предметы, как «Основы BIM-технологий», «Рабочее проектирование» «Предпроектный анализ», «Преддипломный проект», которые способствуют объединению знаний студентов в создании архитектурных объектов. Это связано с тем, что на становление специалистов-архитекторов и дизайнеров воздействуют организация и содержание образовательного процесса, научно-исследовательская работа и творческая деятельность.

Директор Института архитектуры и строительства им. Т.К.Басенова Satbayev University, доктор архитектуры, профессор, академик, Президент Казахстанского академического центра МААМ-Евразия

Б.У. Куспангалиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *